Диджитализация и автоматизация процессов для большинства отраслей перестала быть чем-то футуристичным, теперь это реальность, в которой живет и развивается рынок, даже самые, казалось бы, консервативные его направления.
Большая часть опрошенных нами работодателей сталкиваются с нехваткой высококвалифицированных специалистов, в частности, для редких и новых функций. Эту проблему некоторые компании решают в том числе с помощью привлечения кандидатов из других сегментов бизнеса, что дает им возможность увеличить кандидатское поле, получить необходимую экспертизу и свежий взгляд. Так, ритейлеры все чаще готовы рассматривать кандидатов например, из FMCG или telecom, а FMCG-компании активно рассматривают кандидатов из фармацевтического бизнеса.
Для большинства отраслей рынок остается клиентским, но не для всех. Так, например, в IT правила по-прежнему диктуют кандидаты. На одного действительно сильного профессионала обычно приходится от 2-3 до 5-7 предложений от разных компаний.
Если говорить о навыках, востребованным остается так называемый change-management, то есть умение внедрять изменения и управлять ими. Среди soft skills по-прежнему в топе гибкость, умение быстро адаптироваться под меняющиеся реалии рынка, а также обучаемость.
“Стабилизация на рынке труда, которую мы отмечали в 2017, в значительной степени характерна и для 2018. По данным аналитиков, в начале 2018 года количество безработных снизилось, а в планах компаний стоял фокус на активный найм. После зимней паузы рынок ощутимо оживился, отложенный найм либо был реализован поздней весной, либо перешел в активную фазу осенью. Такое масштабное событие, как Чемпионат мира по футболу, вызвало увеличение спроса на временный персонал и рост конкуренции среди работодателей в этом сегменте. Между иностранным и российским бизнесом активнее в этом году оказался последний. В первую очередь, сказываются выборы, перестановки и санкции. Возросла доля проектов, связанных с локализацией и выходом российских компаний за рубеж – преимущественно на Восток.”
Алексей Штейнгардт, генеральный директор Hays в России
Общая стабилизация экономики отразилась и на активности найма в российских компаниях. Более половины опрошенных в уходящем году увеличили штат сотрудников, сокращения же были отмечены только у 14 % работодателей. Большая часть компаний положительно настроена относительно планов на рекрутмент в 2018 году. Около половины продолжат увеличивать штат, 47 % планируют искать только замены. Замораживать проекты по найму сотрудников и проводить сокращения намерены не более 3 % компаний.
Процент сокративших зарплаты минимален
Одним из признаков положительных изменений стало повышение дохода сотрудников. Подавляющее большинство работодателей (75 %) увеличило вознаграждение. Неизменным доход остался у сотрудников 24 % опрошенных компаний, и лишь мизерный 1 % сократил выплаты. Кандидаты также отмечают повышение компенсации, сопряженное с расширением круга обязанностей. Похожая тенденция намечается и в 2018 году: согласно опросу, работодатели прогнозируют повышение доходов или как минимум удержание их на прежнем уровне. Оптимистично настроены и сами профессионалы, которые в большинстве своем ожидают, что их доход в 2018 году возрастет.
Возможности компаний и желания кандидатов часто не совпадают
Топ-3 методов привлечения и удержания персонала, которыми пользуются работодатели, полностью совпали с тем, на что ориентируются кандидаты при поиске работы: конкурентная заработная плата, интересный функционал и карьерный рост. Интересно, что для кандидатов важна возможность соблюдать Work and Life Balance, но только 10 % компаний готовы это обеспечить. А вот благоустроенное офисное пространство не имеет для соискателей большого значения (22 %), хотя работодатели используют его для привлечения и удержания кандидатов (12 %).
В качестве бонусов работодатели в большинстве своем используют медицинское страхование или возмещение частных медицинских услуг, которые не входят в страховку. Любопытно, что для кандидатов важную роль играют дополнительные дни оплачиваемого отпуска, но меньше 30 % компаний готовы их предоставить. Зоны конфликта наметились также в вопросах о вознаграждении на основе акций и о дополнительной сумме к пенсии. Эти бонусы готовы обеспечить менее 10 % работодателей, тогда как актуальны они для 20-25 % кандидатов. Интересно, что такой бонус, как корпоративный детский сад, играет немаловажную роль для профессионалов (17 %), но получить они его могут лишь в 1 % опрошенных компаний.
Большая часть респондентов – в поиске новой работы
Почти половина опрошенных кандидатов не находилась в активном поиске последние 12 месяцев, но периодически отвечала на интересные предложения. 32 % уже сейчас ищут новую работу в связи с неудовлетворенностью текущим доходом (37 %), отсутствием возможности карьерного (17 %) и профессионального (15 %) роста. Самым популярным инструментом для поиска работы остаются Job-порталы и агрегаторы (hh.ru, superjob, rabota.ru, rabota.mail.ru, Indeed.ru). Предложения от рекрутинговых компаний получали 14 % респондентов, 9 % пользуются профессиональными социальными сетями (Linkedin, Профессионалы.ру). Интересно, что только 67 % опрошенных кандидатов лояльны к текущему работодателю и готовы порекомендовать его друзьям и знакомым.
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы мы могли предоставить вам максимально возможный пользовательский опыт. Подробнее
Privacy Overview
Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы мы могли предоставить вам максимально возможный пользовательский опыт. Информация о файлах cookie хранится в вашем браузере и выполняет такие функции распознавания вас, когда вы возвращаетесь на наш сайт, а также помогает нашей команде понять, какие разделы сайта вы считаете наиболее интересными и полезными.
Strictly Necessary Cookies
Strictly Necessary Cookie should be enabled at all times so that we can save your preferences for cookie settings.
If you disable this cookie, we will not be able to save your preferences. This means that every time you visit this website you will need to enable or disable cookies again.
3rd Party Cookies
This website uses Google Analytics to collect anonymous information such as the number of visitors to the site, and the most popular pages.
Keeping this cookie enabled helps us to improve our website.
Please enable Strictly Necessary Cookies first so that we can save your preferences!